Наши друзья

ОАО РусГидро Парк Забава Экипировка Red Fox - магазины в Ярославле Туристический клуб Ирбис рассвет-сервис

Отчет по походу на р.Муезерка-Чирко-Кемь

Мы открываем на сайте раздел: Отчеты МКК (отчеты маршрутно-квалификационной комиссии). Здесь мы будем размещать информацию о пройденных нашими водными туристами маршрутах. Почетное право первого отчета получил Марков Михаил и его поход по р. Муезерка-Чирко-Кемь. Как правило, отчеты будут представлены в сокращенном варианте, с возможностью загрузить оригинал.

Скачать Otchet-Chirko-Kem.doc, 1,73 Мb

Нитка маршрута: г. Ярославль – г. Санкт-Петербург – ж/д мост через р. Муезерка – р. Муезерка – р. Чирко-Кемь – оз. Момсаярви – оз. Калмозеро – р. Чирко-Кемь – оз. Челгозеро – р Чирко-Кемь – ст. Боровая – г. Санкт-Петербург – г. Ярославль.

Техническое описание

 

Начало маршрута – железнодорожный мост через реку Муезерка, до которого можно добраться на поезде Санкт-Петербург – Костомушка. От ст. Муезерка до реки порядка двух километров, но можно договорится об остановке на мосту. Удобней это сделать на ст. Суккозеро. В 03.15 идет смена бригады машинистов. Остановка обошлась в 1500 рублей. Но возможно также договориться о подвозе вещей до реки на станции Муезерка — транспорта достаточно. Такой вариант может быть дешевле.  

 

Река Муезерка

 

Первые 5 километров река Муезерка огибает п. Муезерский, на этом участке появляются местные жители, иногда в нетрезвом состоянии, но вполне доброжелательные. Имеется возможность выхода в деревню по левому берегу для пополнения продовольственных запасов, в случае необходимости. В конце первого порожка протянуты провода через реку и в середине порога идет навал воды на причал у правого берега — требуется внимательность. Пороги маловодны и небыстры. Местами камни не читаются, приходилось проводить суда. В конце этого участка небольшое озерцо длиной около километра. Есть стоянки по обоим берегам, но на левом появляются рыбаки. Со стоянки видна вышка сотовой связи. Телефон ловит на многих участках маршрута.

Через два километра, озеро с хорошими стоянками. Выход из озера строго на восток. Явно не прослеживается. На этом участке пара порожков.

Через 3 километра разрушенная плотина. (Фото 1) После нее шивера. В нашу воду проход был только под правым берегом.

Через километр порог Обливняк. (Фото 2) В нашу воду «обливняк» превратился  в надводный камень. После него мелко. Нагромождение камней.

После порога на участке до впадения Муезерки в Чирко-Кемь стоянок мало. На этом участке встречаются порядка 10 порожков и перекатов, ничем заметно не выделяющихся.

Первая стоянка появляется через 7 километров после порога по левому берегу. Большая поляна места хватит для двух – трех групп. С дровами здесь плохо.

Через 3 километра стоянка по правому берегу.

Еще через 3 километра после разрушенного моста на крутом повороте реки стоянка на правом берегу.

Далее через 5 километров стоянка на левом обрывистом берегу.

Далее еще через 5 километров на крутом повороте реки по правому берегу встречаются последние две стоянки на Муезерке.

Через 2 километра Муезерка впадает в Чирко-Кемь.

 

Река Чирко-Кемь

 

После впадения в Чирко-Кемь ширина реки увеличивается с 20 до 40 метров. Течения практически нет. Берега низкие, заболоченные. Начинается череда озер и плесов. Порогов нет. Хороших стоянок на протяжении 8 километров тоже нет. Небольшая стоянка есть через 4 км после впадения.

Через 8 км от впадения начало ветвлений реки. Есть стоянка по правому берегу. Идти левой протокой, после поворота на запад – правой. Она приводит к началу озера Момсаярви. Размеры 2 км на 1 км. По правому берегу, а также на выходе из озера множество отличных стоянок для дневки. Но, к сожалению, часть из них испорчены горами мусора. В западной части озера находится ферма по разведению рыбы, видна избушка. На озере уверенно берет сотовая связь.

Выход из озера на севере. Необходимо обогнуть мыс и идти на юго-восток в протоку. Через 2 км выход в Калмозеро.

Выход из Калмозера на севере. Если пойти на восток, провести суда через мель, можно попасть в озеро Новинка. На севере этого озера расположен большой пос. Тикша. В нем есть магазины. К поселку подходит автомобильная дорога. Это дает возможность сняться с маршрута в случае необходимости.

После выхода из Калмозера река продолжает течь в низких и болотистых берегах. Через 4 км находится автомобильный мост, с которого начинается короткий маршрут по Чирко-Кеми. Увеличивается количество групп, появляются коммерческие группы. Под мостом перекатик. Через 4 км от моста озеро Челгозеро. До озера стоянок нет. На входе в озеро сразу справа отличное место для дневки с большой поляной и баней.

Выход из озера на севере. Река делится на 2 протоки. Идти левой, правая тупиковая.

Через 3 км новый железнодорожный мост (на карте не обозначен) после него перекат и порог Нахко. Порог не сложен.

После разлива с островами и левого поворота – порог Лоухи (Фото 3). В малую воду требует осмотра линии движения, потому что проход с воды явно не читается. Просмотр по левому берегу.

Через 1,5 км автомобильный мост. За ним порожек с валами до 0,5 м.

Еще через 1,5 км порог Хауда (II к.с.) (Фото 4 и 5). Мощнее предыдущих. Длина 300 м. Останки ряжевой стенки слева. Две ступени. Первая ступень в нашу воду относительно чистый слив справа, слева мелко. После 50 м вторая ступень – бочка слева (Фото 5) , легко обходится справа. Осмотр и страховка по правому берегу.

На правом берегу после порога несколько хороших мест для стоянки и хорошая тропа для обноса. Можно сделать полудневку и потренироваться перед более трудными препятствиями. Что мы и сделали.

Через 1 км порог Кривой (III к.с.) (Фото 5) На левом повороте. Справа останки ряжевой стенки и высокая скала. Длина 400 м. В нашу воду заход справа, слева мелко, потом после второго слива уход под левый берег. После крутого левого поворота два больших слива с валами и бочками. Просмотр по левому берегу. Желательно выставить активную страховку, т.к. после 100 м плеса за Кривым находится самый красивый и опасный порог Тахко.

Порог Тахко (IV к.с.) (Фото 7) Длина 200 м. Две ступени. Первая подковообразный слив высотой около 1,5 м. Вторая – хаотично расположенные сливы по всей ширине реки. Особенность порога – мраморная порода, очень острые камни. Для прохождения необходимо выставлять сигнальщиков, т.к. заход в слив с воды не читается. В малую воду рекомендуем проводку первой ступени по ручью справа или вдоль ряжа слева. Что мы и сделали. (Фото 8) Вторая ступень вполне проходима. (Фото 9,10) На правом берегу после порога стоянка. На левом – турбаза «Тахко».

После порога 16 км плеса. Течения почти нет. Как правило, встречный ветер. Небольшая стоянка через 1,5 км после порога на острове. Потом еще две через 7 км на левом берегу около острова. Потом через 1,5 км по правому берегу. Через 6 км левый приток Няугу. После него через 1км Ледмозерские пороги.

Порог Верхняя Ледма (II к.с.) Длина 200 м. Проход под правым берегом, слева мель. Хорошие валы, быстрое течение. На выходе из порога мелко, топляк.

Через 500 м порог Нижняя Ледма (II к.с.) Длина 150 м. Заход по центру, по струе. На выходе бочка, валы. Просмотр при необходимости возможен на правом берегу. После порога по обоим берегам отличные места для стоянок, с баней и коптильней.

Далее река разливается, через 2 км два притока по левому берегу – Хяме и Растас. Живописные места. Вода в притоках прозрачная и заметно холодней, чем в Чирко-Кеми. На стрелке отличная стоянка со столом и баней, хорошая рыбалка.

Далее река разливается, течение почти прекращается. Встречается тростник.

Через 3 км на левом берегу, на скале, стоянки. На этом участке нам встретилось много местных рыбаков.

Еще через три километра после острова порог Кильба. Длина 200 м. Несложен, струя читается с воды.

Далее река течет на юго-восток и делает резкий поворот на 180 градусов. На излучине на левом берегу стоянка.

Через километр на левом повороте порог Омос. Просмотра не требует. Порог-перекат.

После плеса длиной 1,5 км с высокими берегами порог Никутт (III к.с.) Ориентир – небольшой левый поворот реки после прямого участка, шум воды. Длина порога 300 м. Две ступени, разделены быстротоком почти без камней. Первая представляет собой бочку на ⅔ ширины реки (Фото 11). Бочку можно обойти слева (Фото 12). Бочка разорвана относительно чистым сливом. Далее после 150 м быстротока — вторая ступень. Мощная шивера. Множество вариантов прохождения. Страховку после первой ступени лучше осуществлять с воды (есть улово за камнем). Просмотр обеих ступеней слева по берегу и с ряжа.

Через 1 км порог Железные ворота. Длина 500 м. 5 ступеней. Первая несложный порожек, остальные перекаты.

Почти сразу после него порог Вигитус. Слабенький, но интересный — зигзагообразные маневры вместе со струей.

Далее остров в левой протоке несложный порог Островной. Длина 50 м.

Далее порог Битуш. Длина 100 м. Сразу после порога заметный ориентир -красивый большой скальный обломок неправильной формы. Хорошее место для группового фото.

Через 500 м в останках разрушенной дамбы начинается порог Грядовый. Идти по главной струе, камни, валы.

Далее несложные пороги Раух, Ручей и Елоха, без осмотра.

Порог Рокконен (III к.с.) (Фото 13, 14) Ориентиры – с наплыва конца не видно, каменный заливчик справа перед порогом — начало тропы для осмотра. Перед порогом небольшой круглый разлив, с низкими травянистыми берегами. Длина порога 400 м. Первые 300 м мощная шивера. Линия движения с воды просматривается. Основную сложность представляют последние 100 м. Здесь струя бьет в гряду камней по центру реки и уходит резко вправо и влево. Справа несколько мощных сливов, в которые необходимо точно попасть, поэтому рекомендуем выставить сигнальщиков.

Через 500 м река делится островом Старое Сосно на две протоки. В правой — сразу несколько хороших стоянок. Здесь есть продуктовый ларек и стационарная баня. Дальше в правую протоку лучше не идти — она более мелкая.

В левой протоке Сосновые пороги (II к.с.) Длина 1,5 км. 4 ступени. Первая — мощный перекат. Сходу по струе. Вторая — на сужении реки. Заметный перепад, слив с валами. Слева бочка. Проходить справа под берегом. Третья и четвертая ступени мощные перекаты. Четвертая ступень после слияния двух проток.

Через 500 м, около островов, несложный перекат. Течение слабое, топляк.

Через 1 км — острова Шалсари. Множество проходов. На островах есть места для стоянок. После островов — перекаты.

Через 1 км порог Олений (II к.с.) Длина 1 км. Мощная шивера Струя постоянно петляет. Хорошее течение. Просмотр смысла не имеет.

Сразу за ним порог-перекат Лоухи-2.

Через 200 м порог Горшок (II к.с.) Длина 300 м. Ориентир – ряжевая стенка слева. Река делится островком на две протоки. Проход по правой, слева мелко. Просмотр по правому берегу.

После него 2 переката, и на высоком правом берегу, стоянка.

До Борового остается 5 км. На этом участке порогов нет, несколько перекатов. Есть стоянки по обоим берегам. По правому берегу идет дорога, поэтому можно закончить маршрут на нем за 2 км до поселка и договорится в поселке о доставке вещей. Другой вариант закончить в самом поселке перед мостом, около гаражей на левом берегу. Местные сами приезжают на поляну и предлагают недорого услуги по перевозке вещей на станцию. Отсюда до станции порядка 2 километров.

Билеты на поезд лучше покупать заранее, т.к. до Ледмозера ходит всего ОДИН плацкартный вагон. В Боровом билетов уже обычно не бывает. В крайнем случае, если не удалось купить билеты, можно договориться с проводницей.

 

Выводы и рекомендации

 

В 2010 г. выдалось рекордно засушливое лето.

Группа прошла все препятствия Муезерки и Чирко-Кеми, за исключением первой ступени порога Тахко.

Грибов и ягод почти не было, единственное место где удалось найти чернику и бруснику – это около домика рыбака после порога Никутт. В реке ловились в больших количествах окунь и плотва, и более успешно, на поплавочную удочку. Уровень воды был сверхнизким, особенно в р. Муезерка. Выдерживать график движения приходилось с трудом, т.к. большую часть порогов Муезерки пришлось проводить, особенно катамаранам. Пороги потеряли в водности, но не потеряли сложности, т.к. обнажилось много камней. Приходилось просматривать и маневрировать между камней при прохождении большей части порогов Муезерки, а также части порогов Чирко-Кеми, которые в нормальную воду просмотра не требуют. Пороги в нижнем течении Чирко-Кеми в водности сильно не потеряли и требуют навыков управления судном на быстрой струе.

Комфортная погода, теплая вода и большое количество песчаных пляжей создали благоприятные условия для отдыха, особенно детского состава группы.

Маршрут в настоящее время очень популярен, встречаются коммерческие группы, но это не создает проблем с местами для стоянок – их на Чирко-Кеми достаточно, причем много отличных, но там обычно проблемы с дровами. На Муезерке со стоянками не так хорошо, советуем иметь запас ходового времени, на случай отсутствия свободных стоянок.

Для получения максимального удовольствия от порогов и красоты маршрута рекомендуем проходить его на байдарках.

07.12.2010